Пятница, 03.05.2024, 05:46
Edrawing.ru
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Навигация
Обучающие курсы
Ссылки
Форма входа
 Введение в Pro/ENGINEER - Часть вторая.
Введение в Pro/ENGINEER - Часть вторая.

Введение

До начала изучения этого документа необходимо изучить и полностью понять
документ proe_modelling_01. Многие методы в настоящем учебном пособии будут
опираться на материал, изложенный в proe_modelling_01 и, поэтому, не будут подробно
описываться. Также, будут детально описаны новые понятия, включающие различные
новые элементы (features, фичерсы) и методы их создания.

На мой взгляд, самое сложное из этих элементов – базовые плоскости (datum
planes). Слово «плоскость» подразумевает плоские области, которые могут быть
использованы в качестве ссылочных при определении элементов вашей модели.
Большинство конструкторов имеют предопределенный набор базовых плоскостей и
именно с них начинают построение модели. Эти плоскости определяют направления X, Y
и Z модели. Pro/ENGINEER представляет их в виде прямоугольников и присваивает им
имена TOP, FRONT и RIGHT (в предыдущих версиях – DTM1, DTM2, DTM3). Эти
плоскости могут быть окрашены в желтый или красный цвет. Два цвета используются для
различения «передней» и «задней» части плоскости. Желтый цвет указывает на то, что
плоскость обращена к пользователю передней стороной. Если плоскость расположена
перпендикулярно экрану, то можно видеть две параллельные линии, красного и желтого
цвета, также указывающие переднюю и заднюю части плоскости.

Урок

Запустите Pro/ENGINEER и создайте новую деталь STUBSHAFT. Обратитесь к
документу proe_modelling_01, если забыли как это делать. Pro/ENGINEER, по умолчанию,
создает три базовых плоскости и присваивает им имена TOP, FRONT и RIGHT. Плоскости
окрашены в желтый цвет. Эти же плоскости появляются в дереве модели. Обратите
внимание, что Pro/ENGINEER рассматривает каждую плоскость в качестве отдельного
элемента, даже если она не представляет из себя реальной геометрии.

Рисунок 1: Базовые Плоскости по Умолчанию

Следующий этап похож на то, что мы делали на предыдущем занятии. Необходимо
создать новый твердотельный элемент (protrusion) путем выдавливания квадрата.
Выберите команду для создания элемента одностороннего выдавливания и укажите
плоскость TOP (можно щелкнуть по плоскости в графическом окне или указать ее в
дереве модели). Подтвердите направление Okay и выберите ориентацию DEFAUL T.
Когда Pro/ENGINEER перейдет в режим эскиза, можно увидеть плоскость TOP, а также
красные/желтые вертикальные линии базовой плоскости RIGHT и горизонтальные линии
базовой плоскости FRONT. Это значит, что мы смотрим в торец плоскостей RIGHT и
FRONT. Кроме того, в появляющемся диалоговом окне References Pro/ENGINEER
автоматически предлагает взять плоскости RIGHT и FRONT в качестве вспомогательных
осевых линий. В графическом окне они отображаются бесконечными осевыми линиями
желто-коричневого цвета.. Нажмитев этом диалоговом окне.


Нарисуйте квадрат с центром в месте пересечения осевых линий. Обратите
внимание на некоторую «интеллектуальность» эскиза Pro/ENGINEER. Если длины
нарисованных линий (в нашем случае – квадрата) приблизительно одинаковы, то им
автоматически назначается зависимость одинаковой длины (буква L возле линии). Эти и
другие правила «интеллектуального» поведения эскиза сведены в Табл.1. Если длины
сторон нарисованного прямоугольника значительно отличаются, то Pro/ENGINEER не
делает их одинаковыми. В этом случае воспользуйтесь пиктограммой наложения

зависимостей, выберите зависимость равной длиныи укажите две взаимно

перпендикулярные линии прямоугольника. Возле всех линий должен появиться символ
L1.

Рисунок 2: Первый Эскиз

Образмерьте и привяжите квадрат к центру в соответствии со схемой на Рис.2.
Вообще, рекомендуется привязывать все построения к базовым плоскостям TOP, FRONT
и RIGHT.

Теперь, измените размер 50 на 80. Видно, что квадрат продолжает сохранять свои
свойства, даже при изменении размера. Это не относится к размеру 25, который
образмеривает промежуток, а не линию. Восстановите размер 50 и завершите работу в
эскизе. Укажите глубину выдавливания BLIND 15.


Таблица 1 : Правила Автоматического Наложения Зависимостей

Имея параллелепипед, создадим бобышку. Это можно сделать путем выдавливания
окружности, но сейчас мы изучим новый метод создания элемента - вращение (Revolve).
Этим методом твердое тело создается путем вращения профиля вокруг осевой линии.
Выполните последовательность команд FEATURE => CREATE => SOLID
=> PROTRUSION => REVOLVE | SOLID | DONE. Выберите ONE SIDE | DONE, укажите

плоскость FRONT в качестве эскизной, нажмите OKAY и выберите ориентацию______

DEFAULT. Примите предлагаемые вспомогательные осевые линии и нажмите |CLOSE| в
диалоговом окне References.


Рисунок 3: Эскиз Бобышки

Нарисуйте прямоугольник, верхняя левая точка которого принадлежит
центральной оси (плоскость RIGHT), а нижняя правая лежит на верхней кромке
основания. Образмерьте прямоугольник в соответствии со схемой на Рис.3. Элемент
вращения должен иметь линию, представляющую ось вращения. Выберите пиктограмму

и нарисуйте осевую линию, совпадающую с вертикальной вспомогательной осевой
линией. Завершите эскиз, выберите угол поворота 360°, DONE ив диалоговом окне.
Модель должна выглядеть в соответствии с Рис.4.

Рисунок 4: Твердотельная Бобышка

Сейчас изучим новые элементы - фаску и скругление. Добавим фаску к четырем
вертикальным кромкам основания. Выполните FEATURE => CREATE => SOLID =>
CHAMFER => EDGE => 45 x d. Укажите значение фаски 5 и выберите четыре
вертикальные кромки основания. Можно легко выбрать три видимые кромки, но с
четвертой, которая скрыта за телом основания, могут возникнуть затруднения.


Воспользуйтесь опцией выбора скрытых элементов (Query Sel). Переключитесь в режим

условного отображения скрытых кромок, выберите QUERY SEL из последнего меню
и щелкните по четвертой кромке, которая отображается серым цветом. В диалоговом окне
Query Bin выберите ACCEPT. Если в диалоговом окне присутствуют дополнительные
объекты, то перебирайте стрелками, пока не доберетесь до нужной кромки. Этот

метод чрезвычайно удобен при выборе скрытой геометрии и выборе требуемых объектов
в сложных моделях. Запомните его, т.к. он понадобится в дальнейшем.

Когда все четыре кромки основания будут подсвечены, выберите DONE SEL,
DONE REFS ив диалоговом окне.

Рисунок 5: Основание с Фаской

Теперь добавим скругление в верхней части бобышки. Выберите FEATURE =>
CREATE => SOLID => ROUND => SIMPLE | DONE => CONSTANT | EDGE CHAIN |

DONE и укажите круговую кромку в верхней части бобышки. По окончании выберите
DONE, введите величину радиуса скругления 5 и выберитев диалоговом окне.

Рисунок 6: Бобышка со Скруглением

Следующий элемент не будет новым, но будет иметь новую опцию. Сделаем паз в
верхней части бобышки, используя выдавленный вырез. В качестве эскизной плоскости
выберите FRONT. До сих пор мы делали вырезы, проходящие в одном направлении. Этот
вырез будет проходить в двух направлениях. Выберите BOTH SIDES и укажите
ориентацию DEFAULT. Примите предлагаемые вспомогательные осевые линии и
нажмитев диалоговом окне References. Нарисуйте прямоугольник аналогично

показанному на Рис.8а. Обратите внимание, что на нем отсутствует горизонтальный
размер, привязывающий вертикальную линию паза к осевой. Вместо этого размера на
вертикальные линии паза наложена зависимость симметричности по отношению к осевой

линии. Для наложения этой зависимости необходимо нарисовать осевую линию,
совпадающую с вертикальной вспомогательной осевой линей. Далее, нажмите


пиктограмму наложения зависимостейи выберите зависимость симметричности.
Щелкните по осевой линии и по двум верхним углам прямоугольника. Зависимость
симметричности наложена. Чтобы проверить это щелкните по пиктограмме выбора

объектови перетащите любую вертикальную линию паза вправо или влево. Можно
видеть, что паз расширяется и сужается симметрично. Верните размеры в исходное
положение и завершите эскиз. Добейтесь, чтобы стрелка удаления материала указывала
внутрь бобышки, выберите THRU ALL | DONE для обоих направлений выреза ив
диалоговом окне.

Рисунок 7: Эскиз и Выполненный в Бобышке Паз

Вернемся к базовым плоскостям. Базовые плоскости по умолчанию (TOP, FRONT
и RIGHT) широко используются в процессе моделирования. Но иногда при создании
некоторых элементов требуются дополнительные плоскости. Вот пример одной из таких
ситуаций. Попытайтесь создать бобышку параллельную плоскости TOP и под углом 45° к
пазу. Для этого можно вытянуть окружность, но на какой эскизной плоскости ее
нарисовать? Подходящей плоскости не существует, ее нужно создать. Здесь можно пойти
двумя путями:

•     создать отдельный элемент - базовую плоскость, и на ее основе выполнить
выдавливание окружности. В этом случае в дереве модели будут присутствовать
два элемента: базовая плоскость и элемент выдавливания.

•     начать процесс выдавливания окружности и в ответ на запрос указать базовую
плоскость - выполнить процедуру ее создания. В этом случае в дереве модели
будет присутствовать только элемент выдавливания, в составе которого будет
находиться эта базовая плоскость.

В первом случае базовая плоскость будет принадлежать модели и сможет
участвовать в последующих операциях моделирования. Во втором случае базовая
плоскость будет принадлежать элементу. Она не сможет участвовать в последующих
операциях, но при большом количестве таких элементов дерево модели не
загромождается. Мы рассмотрим оба способа.

Способ 1

Начните процесс создания новой базовой плоскости FEATURE => CREATE =>

DATUM => PLANE (пиктограмма). Появляется меню создания плоскости,

содержащее большое количество различных опций. В Табл.2 содержится описание всех
действительных комбинаций. Выберите THROUGH (через), включите отображение осей


(пиктограмма ) и выберите ось бобышки (желтая осевая линия). Затем выберите
ANGLE (под углом) и укажите плоскость FRONT от которой будете откладывать угол. Так
как эти две опции полностью определяют плоскость, то все остальные опции становятся
недоступными. Выберите DONE и ENTER VALUE (ввести значение), введите 45.
Появляется новая плоскость DTM1. Дальнейшая процедура уже знакома.

Выберите FEATURE => CREATE => SOLID => PROTRUSION => EXTRUDE |

SOLID | DONE => ONE SIDE | DONE и укажите плоскость DTM1 в качестве эскизной.
Обратите внимание, что при выборе ориентации листа эскиза в меню отсутствует опция
DEFAULT. Выберите опцию Top и плоскость Top. В диалоговом окне References
отсутствуют вспомогательные оси по умолчанию. Выберите самостоятельно ось бобышки
и плоскость Top.

Нарисуйте окружность и образмерьте ее относительно верхней поверхности
основания в соответствии с Рис.8а. Завершите эскиз, выберите BLIND | DONE и введите
расстояние 12.5.

Рисунок 8: Эскиз и Выполненная Угловая Бобышка
Способ 2

Выполним вторую бобышку под углом 90° к первой. На этот раз начнем с создания
элемента выдавливания. Выполните FEATURE => CREATE => SOLID => PROTRUSION
=> EXTRUDE | SOLID | DONE => ONE SIDE | DONE. Теперь Pro/ENGINEER

запрашивает указать эскизную плоскость, которая не существует. Поэтому выберите
MAKE DATUM (создать опорный элемент). Появляется знакомое меню создания
плоскости. Повторите прошлую процедуру. Выберите THROUGH (через) и выберите ось
бобышки. Затем выберите ANGLE (под углом) и укажите плоскость RIGHT от которой
будете откладывать угол. Выберите DONE и ENTER VALUE (ввести значение), введите
45. Появляется новая плоскость DTM2.

При выборе ориентации листа эскиза в меню снова отсутствует опция DEFAULT.
Выберите опцию Top и плоскость Top. В диалоговом окне References отсутствуют
вспомогательные оси по умолчанию. Выберите самостоятельно ось бобышки и плоскость
Top. Создайте эскиз и образмерьте его в соответствии с Рис.9а. Завершите эскиз, выберите
BLIND | DONE и введите расстояние 12.5.


a                                         b

Рисунок 9: Эскиз и Вторая Угловая Бобышка

Внешне результаты двух способов создания бобышек одинаковы. Разница лишь в
том, что базовая плоскость DTM1 присутствует в дереве модели в качестве
самостоятельного элемента и может использоваться при последующих построениях, а
DTM2 – нет.

Какой из двух способов использовать – зависит от ситуации. Если Вы не уверены,
используйте способ 2. Он более гибкий.


Таблица 2 : Комбинации Опций Создания Базовых Плоскостей
Упражнение 1

На Рис.10 показаны модели деталей. Выполните их самостоятельно.

Рисунок 10: Модели для Самостоятельной Проработки

Упражнение 2

На Рис.11 показана более сложная деталь. Она может быть выполнена путем
комбинирования операций добавления и удаления материала элементами выдавливания и
вращения. При создании этой модели правильно установите последовательность
построения. Попытайтесь выполнить ее с наименьшим количеством операций.

Рисунок 11: Модель Сложной Детали

www.edrawing.ru © 2024
Партнеры
Ссылки
Бесплатный хостинг uCoz